Семинар-практикум. Профилактика отказа от новорожденных
Тема встречи – профилактика отказов от новорожденных. Это социальная проблема, с которой наше общество знакомо последние лет 50-100, потому что отказов от детей как таковых в том виде, в котором мы их знаем сейчас, раньше не было. По сути, одна из основных причин этой проблемы – это устройство нашего современного общества, при котором родственные социальные связи нарушены, и чаще всего человек остается один, не имея ни поддержки, и теряясь в жизненных ориентирах, которые так же раздроблены и неконкретны в современном обществе.
Новорожденный ребенок еще не привязан в своей матери, и не может это осознавать, как некую потерю, разлуку. Хотя есть взгляды о том, что это все равно остается на неосознаваемом уровне, но я хочу поговорить о более конкретных вещах. Новорожденный младенец еще не знает, кто его мама и почему она ушла, но он уже знает звук ее голоса, знает особенности движения, и он уже с первых дней приспособлен для того, чтобы чувствовать телесный контакт с заботящимся о нем взрослом, и видеть человеческое лицо. Ему действительно нужно, чтобы его трогали, чтобы на него смотрели, чтобы с ним говорили. Это его биологические потребности. Когда он остается в кроватке один, как показали нейрофизиологические исследования — он находится в постоянном напряжении, он меньше спит, он чаще просыпается, хотя может не плакать и не тревожить медсестер своими пробуждениями. Но он все время сканирует пространство в поисках сигналов — людей, звуков их речи. И тут принципиально, чтобы это был один конкретный человек, так устроена природа. Множественная привязанность бывает, когда есть родственники, но это не несколько смен медперсонала. Оказываясь в такой ситуации, он не может сформировать привязанность к взрослому, которая будет работать на всю его дальнейшую жизнь, определять его способность устанавливать любые привязанности, и даже на способность учиться в школе. Дети, у которых нарушена способность привязанности — для педагогов кажутся гиперактивными. Когда эти дети проходят курс психологической помощи и находят семью, которая преодолевает эти проблемы — его энергия обращается в мирное русло, и признаки гиперактивности исчезает.