Мобильная бригада как вариативная модель психолого-педагогического сопровождения семей в сельской местности, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
Семья — одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись — и не обходятся – без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек.
Несмотря на актуальность и приоритетность социальной поддержки семей, воспитывающих детей с ОВЗ, сложившаяся ситуация с психолого-педагогическим сопровождением данных семей в сельской местности остается проблемной. Увеличение детей с ОВЗ, недостаточность финансирования программ социально-педагогической поддержки, форм и методов обучения и воспитания, адекватных потребностям и способностям детей данной категории в удаленных от города территориях дают основание сделать вывод о несовершенстве социально-педагогической поддержки детей с ОВЗ и их семей в сельской местности. Существует противоречие между декларированием и предоставлением равных прав и возможностей и получением психолого-педагогических услуг семьями в сельской местности по воспитанию и обучению детей с ОВЗ.
Изменения в социально-экономических отношениях в Московской области способствовали поиску специалистами ЦПМСС «Со-Действие» новых подходов в оздоровлении, образовании, воспитании детей с ОВЗ и психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей данной категории. О необходимости создания вариативных моделей, обеспечивающих разработку и внедрение в практику различных форм и подходов интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социум высказываются многие учёные и педагоги-практики.
Идея создания вариативной модели психолого-педагогического сопровождения семей в сельской местности, воспитывающих детей с ОВЗ, связана с увеличением количества таких детей, отсутствием у них возможности получать услуги специалистов: психологов, логопедов, дефектологов, социальных педагогов в связи с удаленностью проживания от специализированных центров в городе. Возникла необходимость создания Мобильной бригады, которая предоставила бы возможность каждой семье выбирать и получать доступные качественные и квалифицированные услуги специалистов ЦПМСС на дому. В 2013 году на территории Клинского муниципального района на постоянно действующей основе была создана Мобильная бригада, структурное подразделение ЦПМСС «Со-Действие», в состав которой вошли специалисты: учителя-дефектологи, учителя-логопеды, социальный педагог, педагоги-психологи.
Цель
Создание Мобильной бригады как вариативной модели психолого-педагогического сопровождения семей в сельской местности, воспитывающих детей с ОВЗ
Задачи проекта
- Изучить потребности семей в сельской местности, Клинского муниципального района, воспитывающих детей с ОВЗ в выборе и получении психолого-педагогических услуг.
- Провести мониторинг наличия компетентностей родителей в развитии детей с ОВЗ.
- Создать информационную базу неорганизованных детей с ОВЗ в Клинском муниципальном районе (сельской местности).
- Разработать нормативные документы по организации деятельности Мобильной бригады.
- Согласовать с Управлением образования Администрации Клинского муниципального района вопрос о выделении автобуса для посещения специалистами семей детей с ОВЗ.
- Выделить штатные единицы педагогов для организации выездов в семьи.
- Установить взаимодействие с педиатрической службой Клинской детской больницы.
- Разработать программу повышения компетентности родителей в вопросах воспитания детей с ОВЗ.
- Приобрести дополнительное оборудование, развивающие игры и игрушки для организации работы специалистов с детьми с ОВЗ.
- Проинформировать граждан Клинского муниципального района об оказании услуг Мобильной бригадой.
- Разработать модель Мобильной бригады.
- Разработать тетради «Дневничок заботливых родителей» для осуществления взаимодействия педагогов и родителей.
- Провести презентацию педагогического опыта на телеканале «Клин-ТВ» и в газетах «Серп и Молот», «Клинская неделя».
Этапы работы над проектом
1. Аналитико-теоретический этап 09.2013 — 31.10.2013 г.г.
1.1. Анализ и систематизация информации о неорганизованных детях с ОВЗ, доступности психолого — педагогической помощи, объеме родительских компетентностей в вопросах воспитания и развития детей с ОВЗ.
1.2. Подбор и систематизация педагогической литературы.
1.3. Определение приоритетных направлений в работе с детьми и их семьями.
1.4. Анализ состояния педагогических, интеллектуальных, материально-технических, информационных ресурсов.
1.5. Разработка нормативных документов по организации деятельности Мобильной бригады.
2. Практико — деятельностный этап 01.11.2013 – 05. 2015 г.г.
2.1. Разработка модели Мобильной бригады.
2.2. Разработка комплекса организационно-педагогических условий для работы с детьми.
2.3. Разработка методических рекомендаций для родителей и педагогов по вопросам воспитания детей с ОВЗ.
2.4. Организация межведомственного взаимодействия со специалистами здравоохранения, органов опеки и попечительства, образования.
2.5. Посещение детей на дому.
2.6. Работа с родителями.
3. Заключительный этап 06.2015 – 31.08.2015 г.г.
3.1. Обработка, анализ и презентация педагогического опыта.
Ресурсное обеспечение реализации проекта
Кадровые: подготовка педагогических кадров для работы по проекту, установление межведомственного взаимодействия с организациями района.
Методические: разработка методического сопровождения, обеспечивающего работу по проекту; организация ключевых дел в рамках проекта.
Материальные: обеспечение финансовой поддержки, расширение материально-технической базы.
Предполагаемый результат:
Определение и обеспечение выбора оптимальных условий для эффективного, всестороннего развития и коррекции нарушений у детей с ОВЗ, проживающих в сельской местности. Своевременная организация психолого-социально-педагогической помощи детям и их семьям. Формирование единой методической базы по направлениям работы Мобильной бригады. Методическое совершенствование и использование в практике инновационных технологий и методов в области коррекции и развития. Овладение родителями некоторыми приемами взаимодействия с ребенком с ОВЗ: умением замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка, быть активным соучастником ребенка в его деятельности. Расширение знаний родителей, касающихся игр, упражнений и других видов взаимодействия с детьми с ОВЗ на развитие его познавательной сферы.
В городе Клину есть реабилитационный центр для детей-инвалидов, ЦПМСС «Со-Действие», частные организации оказывающие услуги логопеда, дефектолога, психолога. Для детей с ОВЗ до 2013 года не существовала такая услуга как консультирование на дому, родители детей с РДА и ДЦП не всегда могли получить профессиональную помощь педагога. Мобильная бригада начала функционировать с 1.11.2013 г. Деятельность выездной бригады была направлена на оказание помощи детям преимущественно с расстройствами аутистического спектра и детским церебральным параличом.
Были разработаны следующие документы: Положение о деятельности Мобильной бригады; график и порядок посещения семей, должностные инструкции педагогов; договор об оказании образовательных и консультативных услуг между родителями ребенка и ЦПМСС «Со — Действие»; акт о выполненных работах и др.
При поддержке Главы Клинского муниципального района, установлен порядок выделения транспорта, приобретено необходимое оборудование, Администрация Клинского муниципального района осуществляет муниципальное финансирование: Мобильная бригада действует для родителей на бесплатной основе.
В семьи выезжают педагоги с высшей и первой квалификационной категорией: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог. Научное руководство осуществляет директор Центра психолого-медико-социального сопровождения «Со-Действие», Федюкина Надежда Владимировна, к.пед.н., доцент.
Информация о Мобильной бригаде была размещена на страницах районных газет «Серп и Молот», «Клинская неделя». На телеканале «ТНТ — поиск» демонстрировался фильм о работе Мобильной бригады.
Педагогический коллектив разработал программы социально-познавательного развития детей с ОВЗ; повышения компетентности родителей в процессе совместной предметно-игровой деятельности с детьми.
Формы работы с детьми: игровые занятия, чтение, беседы, театрализованные игры, пальчиковые игры, тестопластика, музыкальные игры.
Формы работы с родителями: мастер-классы, тренинги, беседы, консультации, презентации, семинары и др.
Для осуществления обратной связи с родителями введен «Дневничок заботливых родителей» для записи родителями своих наблюдений, заданий педагогов и др.
Достигнутые результаты: на сегодняшний день
- Предоставлены услуги по сопровождению ребёнка с ОВЗ 11 семьям
- Проведены:
- 6 выездных семинаров
- 2 родительских гостиных
- 4 тренинга детско-родительских отношений «Зрелое родительство»
- 7 семейных праздников
- 3 творческих конкурса
- Организованы 3 Новогодних экспедиции в семьи детей с ОВЗ «Подари детям счастье»